Калюка

Что касается истории происхождения инструмента, известно, что учащиеся в Московской и Ленинградской консерватории занялись изучением особенностей калюки. Они обратились к фольклористам, которые занимались вопросами по теме курско-белгородских музыкальных инструментов. Спустя пару месяцев уже были собраны первые материалы про калюку, в которых говорилось, что калюка (или как её тогда называли «травяная дудка») пользовалась достаточно большим спросом у жителей деревни. На каждом сельском празднике, например таком, как народные гуляния, танцы, чтения частушек, можно было услышать мелодию калюки. Довольно интересным фактом является то, что на калюке играли, в основном, после захода солнца и вечером, почти до самого утра. Играть днём на калюке было не принято.

При изготовлении калюки чаще всего используют высохшие стебли татарника колючего (семейство сложноцветные). Это даёт инструменту возможность звучать звонко и отчётливо. Несмотря на это, очень много хороших калюк сделано из высушенных зонтичных растений. По звуку калюки профессионал может определить, то, из какого материала она выполнена.

Например, на Руси ценили, те инструменты, которые были сделаны из свежесрезанных растений, те же, которые не отличались высоким качеством, выбрасывали сразу после игры. Именно из-за этого существует такое понятие как «одноразовая калюка».

Для того, чтобы калюка издала красивый звук, музыкант должен профессионально открывать и закрывать отверстие трубки, которое находится снизу. Также менять силу звучания можно путем регулирования силы струи воздуха изо рта. В момент игры калюка находится вертикально. Исполнитель держит её так, чтобы без усилий открывать и закрывать пальцем нижнее отверстие инструмента.

Можно встретить несколько видов калюк. Это произошло из-за того, что в каждом регионе немного отличались принципы изготовления этого музыкального инструмента, а также используемый материал.

В зависимости от этого калюки делятся на:

  • лужные (тот самый «однаразовый» вариант калюки)
  • колючие (ценились и береглись. Использовали только во время самых важных праздником. Иметь такой инструмент – признак достатка)
  • лыковые

В зависимости от тональностей калюки делят на: низкие, средние и высокие.

Низкие звуки издают калюки большого размера, а высокие – инструменты поменьше. Часто в одном произведении используют все три вида калюк. Таким образом, получается многоголосный музыкальный ансамбль.

Существует еще одна классификация калюк:

  • ивовая (встречается в Скандинавских странах и выполнена из ивы)
  • концовка (популярна в Словакии)
  • тилинка (распостранена в Украине и Румынии)

Аналогичные калюке инструменты можно встретить почти во всех странах мира. В Финляндии похожий инструмент называют — паюпилли, а в Норвегии – сельефлейта.