Духовой деревянный инструмент флейта Пана
В мире музыки всегда высоко ценилась группа деревянных духовых инструментов, которые по праву считаются одними из самых древних музыкальных орудий. Старинные этнические «флейты» можно найти практически во всех уголках земного шара. Отдельные особенности их конструкции немного варьируются, основа же остается неизменной – пустая цилиндрическая деревянная трубка (может быть ровной или расширяться к низу), с открытым нижним отверстием, небольшими боковыми, служащими для изменения высоты звука, и верхним — мундштуком.
К разновидностям таких флейт можно отнести авлос, бансури, ди, диджериду, дудук, камыль, кена и много других. Особое же место в данной группе занимает флейта Пана – старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом.
Происхождение флейты Пана
Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».
Возникновение такой флейты датируется приблизительно 5-2 тыс. до н. э. – эпоха неолита. Когда люди начали находить взаимосвязь между длинной трубки и высотой звука: чем длиннее ствол — тем ниже звук и наоборот, они начали соединять по несколько цилиндрических трубок разной длины – предположительно так и возник один из самых древнейших инструментов – флейта Пана.
Также о панфлейте упоминается в произведении Вергилия (1 в. до н. э.), в котором описывается духовой инструмент, состоящий из 7 трубок , изготовленных из тростника. Его название связано с мифическими героями – Паном и нимфой Сиринкс.
Разновидности флейты Пана
На сегодняшний день известно много видов многоствольных флейт, среди них: «сампоньа» — инструмент древних индейцев, «най» – румынско- молдавский вариант, грузинский «соинари», «кугиклы» – старинная русская флейта, «скудучай» – литовская разновидность и др.
Конструкция инструмента
Флейта данного вида состоит из нескольких (минимум 3 -х) пустых трубок с закрытыми нижними торцами, различной величины, длина которых варьируется от 10 до 120 см. Они расположены в ступенчатом порядке, что позволяет воспроизводить звуки разной высоты. Панфлейта может быть сделанной из тростника, бамбука, металлических или костяных стволов, а порой даже из пластмассы. От материала, из которого изготовлен инструмент, напрямую зависит качество его звучания. Настройка флейты в нынешнее время осуществляется с помощью специального поршневого устройства. Ранее же, для этого в ствол опускали кусок воска и сдавливали, пока не находили нужный тон. Данная настройка была очень «неустойчивой» при температурных изменениях.
Как изготавливают
Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.
Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.
К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».
Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.