Главная > Духовые музыкальные инструменты > Гобой

Гобой деревянный музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент гобой в переводе с французского означает «высокое дерево». Это один из ярких представителей группы духовых инструментов, обладающий уникальным «поющим», теплым и немного «гнусавым» тембром, а музыкант играющий на гобое носит гордое название «гобоист» или «гобоистка». Именно благодаря таким особенностям звучания, данный инструмент и приобрел высокую популярность, заняв одно из первоочередных мест в мировой классике.

гобой музыкальный инструмент музстори

Конструкция

Его корпус представляет собой полую трубку конической формы, длинной 65 см, который для удобства транспортировки в 17 веке был разделен на три части: раструб, верхнее и нижнее колено. Как и в большинстве деревянных духовых инструментов, высота звука изменяется с помощью боковых отверстий, покрываемых системой клапанов. Благодаря этой системе улучшается качество звука, технические возможности и темперация современного гобоя, в отличие от его народных аналогов.

Инструмент имеет две трости в своей конструкции что и отличает гобой от кларнета. У кларнета «мягкий, теплый» звук, а у гобоя чуть гнусавый, но не менее приятный!

Механика — считается одной из самых сложных среди духовых инструментов, состоит из 22-23-х мельхиоровых клапанов, покрытых серебром, никелем или позолотой.

Большинство гобоев изготавливаются из гренадила – африканского черного дерева, но иногда материалом для создания инструмента служит кокобало -фиолетовое дерево, спрессованный древесный порошок с углепластиком – такие модели меньше поддаются воздействию температурных изменений, к тому же они легче по весу и дешевле.

Особую значимость в звуковоспроизведении инструмента имеет трость – две очень тонкие соединенные между собой пластинки, сделанные из тростника. Процесс изготовления таких тростей очень долгий, требующий высокого уровня профессионализма мастера.

История происхождения

Возникновение гобоя датируется приблизительно 3-м тысячелетием до нашей эры. К его древнейшим «родственникам» относятся различные тростниковые инструменты, такие как зурна, дудук, волынка, хитирики и другие.

Первые иллюстрированные свидетельства существования подобных инструментов найденные археологами, относятся к Месопотамии, Вавилону, древней Греции (античный предок древнегреческого гобоя назывался «авлосом»), Риму («тибия») и Египту («мизмар»). Примечательно то, что это были не просто деревянные дудки, а инструменты с двойной тростью. Некоторые из них состояли из двух трубок, звук на которых воспроизводился одновременно — на одной играли мелодию, а вторая воссоздавала один «аккомпанирующий» или «бурдонный» звук. Впоследствии такой же принцип игры был применен в волынке.

гобой инструмент музстори

Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке

С начала 18-го в. гобой приобрел большую популярность как в сольной, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С той поры партии он активно фигурируют в партитурах композиторов различных стран и эпох. Исключение же составляет только эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. К гобою обращаются в основном для изображения пасторальных образов, этому способствует его тембр, схожий по звучанию со свирелью пастуха.

Огромное количество композиторов писали для данного инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др. Позднее его иногда начали использовать в джазе и даже – роке, но из-за несоответствия тембральных качеств, он не получил широкого распространения в данных стилях.

гобой духовой инструмент музстори

Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох

Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.

В 17 в, известные французские мастера решили усовершенствовать инструмент, в следствии чего корпус был разделен на три части. Расположение отверстий сделали более точным и правильным , а так же были добавлены несколько дополнительных клапанов. Таким образом, возник «барочный гобой», который создали Филидор и Оттетер. Эпоха барокко считается «золотым веком» инструмента, так как все ведущие композиторы данного времени писали для гобоя сольные и ансамблевые партитуры.

Конец 18-го начало 19 века – период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третей октавы, немного увеличилось количество клапанов, но общая конструкция осталась неизменной.

Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.

Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:

  • Мюзетт (пикколо);
  • Гобой Д’амур;
  • Альт (английский рожок);
  • Гобой-баритон.

Интересным является тот факт, что благодаря своей конструкции, этот инструмент всегда правильно настроен, поэтому во время отсутствия камертона, оркестр настраивают «под гобой», а конкретнее – под его «ля» первой октавы.

Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.